Мария Закрученко
По первому образованию юрист, закончила Московскую Школу Кино по специальности «сценарное мастерство». Автор пьес, сценариев, рассказов, журналист, редактор, литературный критик. Участница Форумов молодых писателей России, публиковалась в журналах и сетевых изданиях: «Знание-Сила», «Октябрь», «Лиterraтура», «НГ Exlibris», «Горький».
Все друг для друга читатели
В предпоследнюю неделю сентября в Ульяновске прошёл 18 Форум Молодых Писателей России. Или, как называют его ветераны, – «Липки», в честь пансионата в Подмосковье, где мероприятие проводилось больше десяти лет. Кочевая жизнь и практика летних школ в регионах пошла «Липкам» на пользу: старожилы обновили впечатления провинциальными реалиями, списки участников пополнились фамилиями авторов, никогда прежде не принимавших участие в Форуме.
Впрочем, сам формат работы Форума не сильно изменился за всё время его существования, и ульяновский не исключение. Мастер-классы распределяются между модераторами от «толстых» журналов – «Знамени», «Нового Мира», «Дружбы Народов», «Невы» и других, и разделяются на секции прозы, поэзии, критики, драматургии и детской литературы. Работа секций строится на обсуждении прошедших конкурс текстов самими авторами и руководителями мастер-классов. Молодые писатели не только получают обратную связь, но учатся анализировать и разбирать чужие работы на профессиональном уровне.
На каждом форуме проводятся и дополнительные культурные мероприятия, лекции, презентации книг. В этом году в Ульяновске для писателей устраивали прогулку на теплоходе по самому широкому устью Волги, давали представление в кукольном театре, водили по музею Гончарова. А программа лекций и круглых столов с писателями Михаилом Веллером, Леонидом Юзефовичем, Ольгой Славниковой была открытой для всех жителей города.
Основной парадокс и проблема, которую Форум вот уже восемнадцать лет решает, да никак не может разрешить: с одной стороны, это централизация литературной среды (как и всего в нашей стране), с другой стороны – её камерность. Литературные объединения обладают тенденцией замыкаться на самих себе, где бы они ни находились – в Москве или Хабаровске, Санкт-Петербурге или Алма-Ате. Форум на время объединяет всех со всеми, даёт возможность концентрированно погрузиться в единое пространство литературы.
Большинство молодых авторов (не говоря о читателях), даже при наличии всемирной сети, не подозревают о существовании «толстых» журналов, форумов и совещаний, куда не просто можно отправить текст, словно в братскую могилу, но провести над ним работу, анализировать свои ошибки и удачи. Форум существует на фоне множащихся проблем «толстых» журналов с потерями помещений и финансирования. Теперь, с приостановлением деятельности «Журнального Зала» и, как следствие, нового периода искусственной изоляции, замкнутости «толстячков» на самих себе, молодые авторы потеряли единственную возможность встретиться лицом к лицу с потенциальным читателем, а значит, вся надежда – на конкурсы в литературных мастерских с продвижением оттуда наиболее удачных текстов.
Форум не заточен под «громкие открытия» каждый год, писательский успех – перспектива долгосрочная. Воспринимать «Липки» правильнее всего как творческую лабораторию по взращиванию авторов, которым уже есть что сказать. Надо помнить, что это из «Липок» когда-то стартовали писатели, книги которых теперь занимают первые полки «современной русской прозы» в магазинах. «Липкинцы» теперь и «Лицеисты», так в этом году на Форум приехали два финалиста премии «Лицей» Булат Ханов и Игорь Савельев. Итоги и поощрения так или иначе подводятся на специальной бумажке, которую организаторы трогательно берегут до окончания работы Форума.
Так, руководитель мастер-класса журнала «Октябрь» Евгений Попов на закрытии сказал, что это был один из самых сильных семинаров на его памяти, авторы романов из подборки заслуживают и публикаций в журналах и отдельных изданий своих книг. Продуктивную работу поэтов отметила Наталья Иванова, секция поэзии «Знамени». Семинар драматургии под руководством Елены Исаевой и Александра Коровкина и семинар детской литературы Валерия Воскобойникова и Марины Бородицкой работали напряжённее всех из-за большого количества работ. Семинар критики под руководством Сергея Чередниченко и Алексея Саломатина, по отзывам некоторых участников, получился излишне академичным. Попадание журнала «Вопросы литературы» в индекс цитируемости ведущих вузов, это, безусловно, огромное достижение, но при этом нельзя отказывать во внимании и в уважении критике не научного характера – книжным рецензиям, обзорам, блоггингу, наконец.
Попытка объять необъятное – тоже характерная черта каждого Форума молодых писателей, что одновременно и плюс, и минус. С одной стороны, авторы из отдалённых регионов и стран СНГ и ближнего зарубежья получают возможность больше узнать о русской культуре и литературе, которая им близка и любима. С другой стороны, стараясь отхватить себе дополнительную «галочку» по налаживанию культурных связей, местные чиновники отправляют участников, уровень текстов которых иногда значительно ниже требуемых для прохождения по конкурсу. При разборах откровенно слабых работ недопонимание – вещь естественная, но может сломать желание работать и совершенствоваться как ещё не сложившемуся автору, так и мастерам.
Излишняя официальность – зло, с которым приходится мириться. Форум вынужден существовать на компромиссе между попыткой дать авторам полную свободу самовыражения, и очевидным, хотя и негласным, спросом государства на поддержку патриотизма и официальной политики.
На открытии даже прозвучал вопрос о социальном заказе на литературную деятельность – автор вопроса выражал надежду о том, что это может поддержать начинающих авторов, и обратит к актуальным темам тех, кто об этом не задумывается. Тревожная симптоматика, раз подобные мысли приходят в голову молодых людей. Возвращение к социальной «казёнщине» в нашей стране не принесёт ни авторам, ни литпроцессу ничего хорошего, а может лишь искусственно породить новую волну ангажированного мусора, в котором редактор и издатель ногу сломит.
Впрочем, Форум только внешне существует в атмосфере казёнщины, нужно же отвечать за какие-то цифры и отчитываться «коэффициентом роста». Писатели не были бы писателями, тем более молодыми, если бы занимались повышением показателей. Неофициальная жизнь Форума – это вечера в гостиничных номерах и традиционные чтения «у микрофона», организованные в этом году Женей Декиной. Это игры в «крокодил» в фойе гостиницы. Это там, в коридорах Ульяновского Дворца книги с памятником букве «Ё» во дворе, на кофе-брейках между семинарами, на крыше бара гостиницы «Венец» на 24 этаже, откуда виден весь город, писатели составляли книжные списки, обсуждали классиков и современников, спорили, ругались, мирились, дружились в фэйсбуке. Вращение мира ненадолго приостанавливается, и можно внимательно рассмотреть себя и людей своей породы, вдохнуть тот воздух, которым пытаешься насытить свои произведения, чтобы они тоже задышали. Вот, если кратко, что такое «Липки».
Неизбежное следствие написания отчётов о Форуме – попытка выдержать серединную линию между тем кондовым языком, каким разговаривали и будут писать свои доклады чиновники, и школьным счастьем первого дня после каникул пополам с печалью от того, что всё быстро кончилось. «Липкинский воздух» вообще сложно поймать, учитывая его постоянную географическую переменчивость и разносортный состав. Но нельзя не отметить, что организаторы из Ульяновска вложили много сил и эмоций, чтобы создать атмосферу литературного праздника. Даже экскурсионная программа была очень литературоцентричной, фамилия Ленина на его родине звучала реже, чем фамилии Гончарова и Карамзина. Нельзя не разделить общего восторга от вида растяжек-баннеров и даже световой рекламы Форума на экране, радости от приветствия молодых писателей на крыльце гостиницы «Венец»! Небольшие подтверждения собственной ненапрасности, того, что вместе мы что-то значим, – такая же редкость для писателя, как встреча с читателем лицом к лицу. В «Липках» мы все друг для друга читатели.